Воспоминания коллег и учеников: Самсон Лулиевич Шаташвили

30 мая 2017 г.

Совместное заседание Общества и Секции математики Дома Ученых, посвященное памяти академика Л. Д. Фаддеева (1934—2017)

Ученик Людвига Дмитриевича Самсон Лулиевич Шаташвили – Директор Института математики имени Гамильтона в Дублине.

– Я много думал, что вообще почерпнул из многих моих общений с Людвигом Дмитриевичем. Поскольку уже поздно, я коротко скажу  главное. Две темы: первое это, все уже сказали, как они услышали про Фаддеева. У меня тоже есть своя история, я ее люблю рассказывать и многие из вас, кто меня знает, ее слышали.

Мне было 16 лет, я оканчивал школу и к нам домой приехал Зельдович Яков Борисович. Мой пап занимался близкими вещами, он приехал и спросил: – Чем вы хотите заниматься, молодой человек? Я сказал: – Хочу написать волновую функцию Вселенной. Он на меня посмотрел, вы что с ума сошли что ли и сказал: «Знаете, что я вам советую, поезжайте либо в Черноголовку, либо в Питер/Ленинград, к Фаддееву. И вот когда вы научитесь делать что-то в жизни, вы будете такой старый как я, и ничего не сможете больше делать, вот тогда подумайте про волновую функцию Вселенной».

И я, через несколько лет, поехал в Ленинград к Фаддееву, зашел абсолютно с улицы. Я помню, Халфин завел меня в офис Фаддеева, Фаддеев был в Японии. Мне было 20 лет. Сказали, что приедет через неделю. Я поговорил с Леоном, Корепиным… Ждал неделю в гостинице, ходил в гостинице в бар. Гостиница «Спортивная» или «Спутник» на Мориса Тореза. И через неделю приехал Фаддеев, сказал: «Вот, молодой человек, вам задачки, я вообще не беру не из нашей кафедры, но посмотрим»

А у меня была статья про грибовские неодназначности, которую я ему сунул очень быстро. Он прочитал, сказал, что бы я пришел завтра. Я пришел, а Корепин, Леон, Миша сидели и выслушивали, умею я что-то делать или нет. И как-то я ничего не понимал, смог я это пройти или нет, но через 2 часа он пришел и сказал приезжать через месяц. А я еще учился в университете, пришлось ждать год, когда закончу и поступил в аспирантуру. Это было для меня очень важно. Я всегда любил говорить, что я, фактически, последний ученик Фаддеева с советского времени. Фактически, потому что потом был Алексеев, но он защитился уже после распада Советского Союза. И единственный, который не из кафедры СПбГУ. Людвиг Дмитриевич был очень широкой души человек, и я это чувствовал каждый день.

Вторую историю хочу рассказать, что много лет спустя, когда я начал работать в Центральном Университете в Стони Брук, Фаддеев приехал на первую программу, и мы очень часто собирались у нас дома. Один раз был ураган ужасный на восточном побережье, назывался Сэнди. А Фаддеев в это время застрял в Стони Брук. Он жил в гостинице, а во время этого урагана гостиницу затопило водой. Мы приезжаем, и он говорит: «Ттам есть замечательные стулья, вытащим из гостиницы, стоят на улице, пропадают, а у тебя дома стульев не хватает. Давай поедем, заберем эти стулья!» Я помню, я поехал с Фаддеевым. У меня была большая машина, загрузили все эти стулья, привезли. Называются они фаддеевскими, в Саймонсиетле смеются, не понимают, что это значит.

С Людвигом Дмитриевичем у меня в научном смысле очень много разных тем было. Одну из них упомянул Миша Тянь-Шянский, про аномалии. Людвиг Дмитриевич очень гордился , он очень хотел, чтобы калибровочные теории Янга-Миллса и квантовые  системы – это его любимые вещи, чтобы они как то по-настоящему были связаны. Когда у меня немножко начало получаться в работах с Некрасовым недавно, он должен был обязательно сказать -вот видите это одно и то же, вот я это всегда знал.

И когда я получил последнее письмо от Л.Д.Фаддева. Это было в начале февраля. Он написал тогда, а что, это уже все понимают, что интегрируемые системы это самое главное, что в теории струны они уже доминируют? Было такое ощущение, что он радовался тому, что он был прав.

А я всегда знал, что у Фаддеева было чутье потрясающее. Он всегда знал, где лежит важная задача и где будет прорыв. И мне кажется, что я с людьми такого научного глубокого уровня чутья больше не сталкивался. Спасибо.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *