Вечер памяти Л.Д. Фаддеева: Ильдар Абдуллович Ибрагимов

30 мая 2017 г.
Совместное заседание Общества и Секции математики Дома Ученых, посвященное памяти академика Л. Д. Фаддеева (1934—2017)

Передаю слово коллеге Людвига Дмитриевича, академику Ильдару Абдулловичу Ибрагимову, заведующему лабораторией статистических методов ПОМИ.

– Я знаю Людвига Дмитриевича с 53-54 гг, давно уже. Здесь много людей, которые были куда ближе к нему: его ученики, которые могут рассказать и больше и интересней. Я буду очень краток, просто у меня в памяти всплывают разного рода фрагменты, о нескольких «осколках» я расскажу. Первый «осколочек» это 73-й год. Тогда США распространили закон выбрать профессоров в Советский союз. Я был самым первый профессор в США. Тогда математические школы в США и в СССР были, пожалуй, самые значительные. Был большой взаимный интерес друг к другу, а так же их было не очень много. И ко мне был очень большой интерес, когда туда приехал,  и мне было страшно интересно. И у меня было очень много приглашений. Везде, конечно, интересовались, что у нас производят и что у нас есть. И все спрашивали, кто работает у нас в институте. Я,  естественно, называл среди прочих Фаддеева и очень часто после это стоял вопрос «Грек Фаддеев?», но какой же он грек, все же вместе ровесники. Я полагал, что это все относится к Дмитрию Константиновичу, ничего подобного, это относилось к Людвигу, и вот тогда я впервые понял, с кем мы имеем дело.

Второй такой эпизод. Мы с ним довольно часто ездили вместе в Москву ночными поездами, на сессии Академии Наук или на заседания. Ну, и на разные темы рассуждали, и в частности вели  довольно много разговоров на тему – откуда происходят основные идеи математические, главные.

Моя точка зрения была, что все основные математические идеи идут от физики и от естествознания, а Людвиг считал, что нет, что есть такие понятия, которые впервые возникли внутри математики. Мы так с ним и не могли согласиться. Он говорил, что теория групп, все-таки возникла, внутри математики, а я до сих пор полагаю, что все-таки, нет, что все-таки у нее научно-естественное происхождение.

То, что Людвиг был великий ученый, все знают, но он был, между прочим, очень талантливый администратор. Он занимал много административных постов, все знают. В начале 90-х были очень неприятные вещи, которые сейчас противно вспоминать, когда от нас и совершенно официальные, и полуофициальные, и неофициальные структуры, хотели отнять здание Фонтанки и комплекс Института им.Эйлера. Совсем официально это было письмо Собчака на имя Черномырдина о том, что комплекс на Песочной набережной нужно отдать городу для того, чтобы там был Олимпийский комитет города Петербурга, а здание на Фонтанке – там просто никого нет, кому нужно отдать. Во всяком случае, борьба за сохранение здания была очень знатна, было много чего неприятного. Однако, встретившись с Людвигом в ЛОМИ, он мне говорит: «Знаешь, я всю ночь не спал, и мне пришла в голову мысль, как нам решить многие проблемы: нужно чтобы Институт им.Эйлера прекратил самостоятельное существование и стал частью ЛОМИ». Я, откровенно говоря, даже не понял, насколько это было почти гениальное решение. Создать институт это очень трудно. Конечно, мы его закроем, но снова не открыть. На самом деле получилось так: при соединении внутри академические проблемы нам было легко решить на уровне Академии, а затем оказалось так, что всевозможные юридические вопросы просто исчезли при переработке. Людвиг оказался абсолютно прав, Институт существует и делает то, что должен был делать.

Пожалуй, еще последний «кусочек». Я не очень хорошо помню, когда это было. Думаю, что ученики Людвига могут легко сообразить, когда это происходило. Я ехал в трамвае с Владимиром Ивановичем Проклиным, замечательным математиком, который очень не склонен был хвалить кого-либо, скорее склонен к «жидким» характеристикам

И  он говорит мне: «Вы знаете, вот Фаддеев чрезвычайно быстро выучил геометрию, и он все в ней понимает. Когда он ее изучил? По видимому, когда стал заниматься теорией относительности».

Но такая похвала об очень многом говорит. Пожалуй, на этом закончу.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *