Воспоминания коллег и учеников: Матвеев Владимир Борисович

30 мая 2017 г.

Совместное заседание Общества и Секции математики Дома Ученых, посвященное памяти академика Л. Д. Фаддеева (1934—2017)

Я впервые услышал имя Людвига Дмитриевича, когда был студентом 2 курса физического факультета Университета. Тогда один из преподавателей, Борис Сергеевич Павлов, мы заговорили с ним о квантовой механике, и он сказал, что лучше всех, который знает квантовую механику, это Людвиг Дмитриевич Фаддеев. Правда, вживую я его увидел двумя годами позже, когда он устроил у нас на 4 курсе небольшой неформальный кружок, участниками которого было 5 или 6 человек. П.П.Кулиш, Т.Панкратова, я, Леня Куприенко, Игорь Губкин, может еще 2-3 человека участвовали в этом ликбезном семинаре, в котором он вводил нас в теорию рассеяния, в теорию представления. Все это было освежающе-интересно. Это была новая математическая физика. В дальнейшем, наши контакты продолжались долго и по разным поводам.

Я могу сказать, что он не был формальным моим научным руководителем, но я почерпнул от него массу полезных идей. Он превратил мои кандидатские диссертации, связанные с рассеянием на дальнодействующие потенциалы была подсказана именно им. И была тематика, которая с другой стороны его трогала, потому что в тот момент он с Кулишом занимался  построением инфракрасных расходимостей квантовой электродинамики. И там было вполне плодотворное соединение разных сюжетов, о технических деталях которых я уж не буду рассказывать.

Потом я был очень обязан ему тем, что когда был открыт метод обратной задачи, он взял меня на Первую Всесоюзную конференцию по обратной задаче в Уфе. И там я впервые познакомился с Владимиром Евгеньевичем Захаровым, и стал думать, чтобы переключиться с классических задач теории рассеяния на обратные задачи. И действительно, это вскоре это привело к созданию геометрического подхода в теории солитонов, который был успешно развит. Здесь я, конечно, опять таки очень обязан Л.Д.Фаддееву за вовлечение меня в эту тематику.

Я могу еще сказать, что наше сотрудничество с ним не исчерпывалось научными сюжетами. В какой-то момент, он попросил меня открыть первый семестр в Эйлеровском международном научном Институте в новом здании. Это все происходило в не очень простых обстоятельствах, потому что я должен сказать, что с первого шага я почувствовал, к сожалению, некий саботаж со стороны Хрущева, которые с одной стороны отреставрировали это здание, с другой стороны, видимо, рассматривали как свою частную собственность. Это создавало огромные трудности к открытию семестра. Семестр начинался тем, что вместе с учениками вешали доски в этом самом здании. Если бы не помощь Людвига Дмитриевича, все это происходило бы очень тяжело. А так, в общем, мы справились. Я очень рад, что потом, несмотря на все последующие наезды, Институт все-таки отстояли, и он продолжает жить.

В заключении хочу сказать, я очень советую всем присутствующим зайти на сайт FADDEEV.COM, там вы найдете огромную информацию по поводу и полного списка работ, и разных его премий, наград и тд.

О Людвиге Дмитриевиче можно говорить бесконечно, но мне сейчас хочется сказать о другом. Действительно, он очень многому нас научил, в смысле отношения к науке, Он говорил, что никогда не следует, как только вы написали статью, отправлять ее в печать, дайте ей полежать, посмотрите на нее как следует. И это совершенно противоречит нынешним традициям и давлению со стороны Министерства, которое хочет от нас большого вала, а не хороших результатов. У Л.Д. Фаддеева был очень правильный подход к науке, и очень правильное чувство лженауки. И его вклад огромен.

На этом я хотел бы окончить свое краткое выступление и поблагодарить семью Людвига Дмитриевича, с которой я много общался. У нас всегда было очень теплые отношения. Одно время мы были соседями и часто ходили друг к другу в гости. Об этих временах у меня тоже самые теплые и приятные воспоминания. Спасибо за внимание.

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *